неділя, 2 квітня 2017 р.

Первый урок с детьми

Я уже не раз как учитель пробовала проводить урок и для детей и для взрослых. В этот раз надо было скооперироваться с двумя другими парнями: Андреем Савчуком и Иваном Годжинским, которые тоже имели желание передать свои знания в интересной форме детям 10-12 лет и показать им, что такое программирование.


Когда мы боимся, скорей всего это не что-то конкретное, а незнание, чего ждать, ведь кабы знал, где упасть, соломки бы подослал. Исходными данными было то, что дети придут на курсы впервые. Из этого можно было бы сделать вывод, что они не знакомы со Scratch (язык программирования, использующий блоки как операции над объектами-спрайтами, на котором пишутся в первую очередь простые видеоигры). При более подробном изучении вопроса о знаниях детей, оказалось, что кто-то в школе уже на программировании учился “играть” в скреч, а кто-то не впервые на курсы пришел. Таким образом непонятно, какой глубины знания у ребят и что им будет интересно.


Страшно не угадать, но начинать с чего-то надо было. Мы решили, что каждый урок должен стартовать увлекательно, какого бы уровня знания у ребенка не были. Когда настроение приподнятое, то и скучная работа не такая горькая. Развеселить детей решили небольшим квестом, частью которого было поедание печенек. Удивительно, но дети оказались скромными и ни один не взял печенье во время прохождения заданий, заявив, что там написано “в случае, если ты голодный”, а голодным никто не оказался.


Квест был не простой. Он был направлен на изучение блок-схемы. Мы хотели дать понимание, что программа слепо следует предписанным указаниям. Поэтому, когда начали обсуждать процесс написания программы, прошлись по всем заданиям опять, объясняя уже те же пункты с машинной точки зрения. Видимо, знакомство и игра в снежный ком сыграли свою роль и дети себя чувствовали уже свободнее, что было видно по поеданию печенек.


Желание решить задачу у одних людей возникает после того, как им в голову вложить новые знания, которые они еще не применяли. Другим же лучше сначала показать задачу, которую они не представляют, как решить, и только в том случае они в голову будут записывать новые знания, касающиеся задачи. Поскольку все мы разные, способы лучше чередовать даже в пределах одной темы. Так я и делала. Первым делом предложила всем знакомый из мультика “Том и Джери” сюжет, который надо было написать на скрече. Бабуля, хозяйка Тома, чем-то занята, и тут появляется мышь. Старушка кричит, залазит на стул и зовет на помощь своего питомца. Тот бросается на охоту. Вот несколько картинок из моей программы, которую я для тренировки написала дома.




Когда наблюдаешь за “мозговым штурмом”, который в группе детей часто сам образуется, кажется, что дети - это вьющаяся речка, которая иногда разливается и даже меняет русло. У них свое представление о мире и склонности, идеи, которые брызжут наружу и мотивации. Я старалась создать запланированный красивый законченный продукт, показав для кого-то первую историю успеха в программировании. Но мои мысли и идеи могут не совпадать с детскими. А ведь то, что я (мы) делаем, должно быть близко в первую очередь детям. Поэтому очень важно не держаться за свою идею, а дать детям зерно, показать, что надо делать, чтоб оно выросло, а там уже только отслеживать, что они движутся в правильном направлении. Поэтому именно дети выбирали персонажей, комнату и думали со мной вместе, что где надо написать, чтоб персонажи работали по задумке, которых становилось все больше и больше в процессе обсуждения. Те, кто уже был знаком со скречем, предлагали, куда нажимать и что делать; им было интересно показать свои знания новым людям. Для тех, кто впервые видел программу, мы разбирали основные блоки, которые могли бы пригодиться. Таким образом и новички и опытные были вовлечены.
Вот картинки того, что у нас вышло. Суть осталась та же, но вместо бабули мы предпочли девочку-рок фанатку, которая зеленеет от разного рода неблаговидной живности, а мышка превратилась в жука, ведь они тоже страшные, сказала одна девочка. Так что если у вас в программе заведутся баги - вы знаете, кого на них натравить ;)


За каждую часть урока, длящегося полтора часа, отвечал разный тренер. Такой подход позволил каждому из нас проявить себя и подготовить что-то интересное и полезное не перетруждаясь.


На перерыве было интересно поговорить с детьми. Один мальчик поделился тем, что любит пить именно теплую колу, ведь так ты вкус ощущаешь сильнее, и спрашивал, кто тоже так делает. Две девочки поразительно быстро сошлись и решили сидеть за одним компьютером. Смотришь на детей и тоже начинает хотеться научиться их легкости, простоте и умению подмечать естественное, будучи без предрассудков. Нам, взрослым, порой этого очень не хватает.


Другая часть урока состояла из написания самой программы погони кота за мышью. Как вы уже могли догадаться, только у половины детей “все шло по плану”. Те, кто не вошли в ту половину, писали охоту или голубого льва на лошадь или кота но на голубя или лесного привидения на льва. Один мальчик явно продвинутого уровня решил написать квест, суть которого была в том, чтоб спасти девочку. Для этого надо было отвлечь кота мячиком, забрать ключ, который тот охранял, войти в дом, взять вуду-куклу, после чего появится коробка, которой следовало накрыть мышь и таким образом очаровать девушку, теряющую сознание :)

Задание:
Это предложл сделать тренер

Вот, что вышло:
Котик охотится на голубя
Альтернативный лев доганяет лошадку

Мистика в черном лесу


Квест "Спасти девочку (современную принцессу)"


Да, кто-то таки делал, что говорил тренер

После урока думали, может кого-то перевести в группу для более высокого уровня знаний, но, пожалуй, не будем. И для самих же детей и для взрослых хорошо конкурировать, это стимулирует к большему развитию. Когда не все одинаково учат и делают, что предлагают взрослые, это снижает прогресс и не дает возможности самовыражаться. В таких случаях самовыражение начинает проявляться другими способами, которые могут быть хуже, чем если под контролем взрослого. Приятно наблюдать за развитием твоей идеи и подпитывать этот процесс, стимулируя себя и других к большему развитию.